В представлении о том, как выглядели многие знаменитости из прошлого, зачастую мы придерживаемся каких-то определенных стереотипов, а эти самые стереотипы могли появиться порой самым неожиданным образом. Например, один художник нарисовал царя жгучим брюнетом — и все начали его таким рисовать и представлять. А на самом деле он мог быть белокурым блондином. Или даже лысым. К счастью, в наше время всё чаще восстанавливают историческую справедливость.
Иван Грозный — не жгучий брюнет
Посмотрев на портрет Ивана Грозного, мы видим черноволосого строгого мужчину с орлиным носом и цепким взглядом чёрных глаз. Правда состоит в том, что последние две детали внешности на самом деле были присущи русскому царю, а вот цвет волос не был огненно-черным. Установлено, что Иван Грозный был с рыжими волосами, как и его мать, Елена Глинская. К концу жизни они сильно поседели, но не утратили цвета полностью.
Нефертити не сохраняла красоту всю жизнь
Все мы наслышаны о божественной красоте древнеегипетской царицы Нефертити, и самое невероятное поверье о Нефертити остается популярно до сих пор: якобы сохраняла она свою красоту всю жизнь, и муж не переставал ею восхищаться. «Под этим соусом» в интернете подаются различные секреты красоты, которыми владела известная египтянка.
На самом деле старела Нефертити абсолютно также, как и другие женщины ее эпохи, и стоило её красе подувясть, как муж охладел к ней и отселил в отдельный дворец.
Неизвестно также, насколько типично для египтянки выглядела Нефертити. Её череп был деформирован определённым образом — вытянут назад и вверх, это подтверждается тем, как держится на скульптурном портрете корона.
Такая деформация черепа приводила к характерной осанке, известной нам по древнеегипетским изображениям фараонов и их жён: шея вытягивалась вперед, чтобы вытянутый череп не перевешивал. Даже и не хочется представлять Нефертити без головного убора, с такой формой черепа на вряд ли современный человек назовет ее непревзойденной красавицей.
Александр Македонский и Влад Цепеш — не богатыри
Александра Македонского и Влада Цепеша и многих других правителей прошлого принято изображать сильными и высокими. Однако известно, что эти два правителя были ростом чуть ниже среднего (и даже ниже «коротышки» Наполеона, хотя он как раз-таки коротышкой не был).
Особенностью внешности Александра Македонского также было гладко бритое лицо, хотя в то время считалось, что русский мужчина обязательно должен быть с бородой. Но Македонский не желал скрывать свою молодость. Кроме того, у него были густые кудри, о цвете которых, доподлинно неизвестно: есть мнение, что они были очень светлыми или даже «золотыми», однако на знаменитой античной фреске с изображением Александра он представлен с тёмно-русыми волосами.
Кроме того, и про красоту царя, скорее всего, было несколько преувеличено. Известно, что однажды Гефестиона, друга и фаворита Александра, приняли за царя, поскольку Гефестион был куда величественнее и красивее, и даже выше ростом. Так что есть вероятность, что внешности Александра откровенно льстили.
Александр Пушкин — голубоглазый сердцеед
Поскольку в чертах лица Александра Пушкина чувствовалась его африканская кровь, то чуть ли не двести лет подряд его изображали жгучим брюнетом с карими глазами. У поэта на самом деле были не огненно-черные, а скорее тёмно-русые волосы, а вот глаза у него, на удивление многим, были голубыми.
Сложился и второй неверный способ изображать Пушкина: с острым носом. Всё началось с того, что он сам так нарисовал свой профиль, желая немного приукрасить черты лица, сделав их более благородными в соответствии с модой того времени. Нос у поэта на кончике был круглым, чуть утолщающимся — как у его знаменитого предка Ганнибала.
Кстати, очень часто портреты писались с приданием человеку определенных черт, популярных в то время. Например, в эпоху Средневековья любили изображать людей с золотистыми волосами или с золотистым отблеском поверх настоящего цвета волос, вероятно, это делалось с целью придать некую божественность в образ. Так что не стоит слишком доверять каждому портрету из прошлого.