Всем по привету!
Продолжаем разбираться с домовым, дворовым и банным. Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин — банный.
Банный — демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали, что он, людей не любит, отличается злым нравом. Откуда появился он — сложно сказать. Возможно, как и домовой, банный является духом предков хозяев. Как бы то ни было, главная обязанность банного — надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.
Подобно остальным домашним духам, банный многолик и способен к перевоплощениям. Обычно банный представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.
В бане живет Обдериха, которую считают либо банным женского пола, либо его женой. Выглядит она неприглядно — лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.
Верили, что банный моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банного или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.
Банный — дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать. Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банный явится сам — обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.
Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банного и Обдерихи.
А вот какое обращение к банному я нашла:
По выходе из бани благодарят банного словами:
Спасибо тебе, байнушко, на парной байнечке!
Ефименко, 18G4, с. 158; г. Пинега Архангельской губ.; запись 1850-х — начала 1860-х гг.
Продолжение про домового следует…
Не ждите чудес! Чудите сами и вместе с нами!